Вансайрес
...ну а что – вот представь – что б если вдруг лазурными стали травы, а зелёными стали – песни?
Продолжаю «Драгонланс» – первая книга второй трилогии оказалась радостным удивлением. Заваленные по горло обычными людскими проблемами, персонажи окончательно вышли за рамки фэнтезийных стереотипов и стали живыми… Карамон, полностью утерявший человеческий облик из-за тоски по брату, Тика, вынужденная тащить на себе дом, работу и пьяницу-мужа впридачу, Танис, пытающийся найти компромиссы с любимыми родственничками – всё узнаваемо и знакомо! Единственным оплотом наивности и нежизненности остаётся, как ни странно… Крисания, наш жрец добра. Причём даже не сама она как персонаж, а идеалы в её голове. Но в целом и она меня порадовала – до начала чтения мне представлялось, что она окажется этаким картонным олицетворением добродетельности, но она являет собой классический и, опять-таки, очень жизненный образец человека, свято убеждённого в своих иллюзорных вере и добродетели, естественно, не выдерживающих первого же серьёзного испытания, которое Паладайн (о чём она так просила) и посылает ей в виде Рейстлина. Что самое удивительное, это понятно не только читателям, но и героям книги – всем, за исключением самой Крисании. Рейстлин убеждает её, что они, на самом-то деле, «два сапога пара», но в данном случае у него есть серьёзное преимущество – честность перед самим собой. Что, в моём понимании, является куда большей добродетелью, нежели внешнее следование общепринятому образцу добра, подменяющему собой знание сердца – неудивительно, что оплоты подобной веры рушатся так же легко, как храмы города Истара… И Карамон, павший на самое дно человеческого бытия, куда как ближе к действенной вере и любви – впрочем, быть может, у Крисании ещё будет шанс их обрести.

Что касается Карамона, то в этой книге мои симпатии целиком на его стороне. За Рейстлином наблюдать интересно… но он уже сделал свой выбор, о котором можно было горевать – или тихо сочувствовать – в первой трилогии, и сейчас лишь идёт по накатанной дороге. Моя любовь остаётся с его бессмертным духом, являющем себя в обычной жизни не слишком часто, а «земным» его мотивам и поступкам я не симпатизирую. Карамона действительно жалко – если разум в их с братом паре достался Рейстлину, то ему осталось сердце, и этим путём сердца, не защищённого мудростью, не опирающегося на высокие идеалы, он и идёт всю книгу, переживая ужасные падения – и высокий взлёт духа, готовность отказа от своей любви и даже убийства Рейстлина ради блага всех, что, без сомнения, для него в тысячу раз хуже, чем собственная смерть. И, как ни странно, его бесспорные иллюзии в отношении брата, которого он, с трогательной наивностью, видит в своих мечтах в белой мантии, не ощущаются как нечто фальшивое, и его «прозрение» ничего не меняет в отношении к нему – он всё так же стойко и преданно любит Рейстлина, и оправданным в своих глазах, и осуждённым, даже если сам убеждён, что ненавидит.

В книге добавилось философских размышлений на тему добра и зла, что есть первое и что есть последнее в действительности – они присутствуют и в качестве рассуждений, и в качестве ситуаций, позволяющих читателю самому сделать свои выводы. Юмор, воплощённый в лице Тассельхофа, также расцветил и раскрасил книгу – во многих местах невозможно удержаться от хохота. И, ко всему прочему, следить за сюжетом было действительно интересно – хоть для меня это и не слишком важный фактор)))

@темы: книги