Восемь цветов радуги

13:35 

Вансайрес
...ну а что – вот представь – что б если вдруг лазурными стали травы, а зелёными стали – песни?
Дочитала эпопею о Волкодаве (без приквелов). Что могу сказать… Последняя книга получилось самой трудной, в финале почти физически ощущаешь, как у автора не хватило дыхания для того, чтобы взять те ноты, которые он намеревался пропеть изначально, но – прекрасно понимаю эту тяжесть завершения долгого труда, когда именно на последних шагах препятствия сыплются, как из рога изобилия, и пройти через этот камнепад хоть как-нибудь, добравшись до назначенной точки – уже достойно всяческого уважения. И сострадания, потому что автор идёт вместе со всеми своими героями; несёт на себе всю тяжесть созданного им мира.

Как человек, я во многом с Волкодавом не соглашаюсь; многое из сделанного им считаю ошибкой. В частности, и последнее его деяние, которое напомнило мне рассуждения моего сына о том, что в мире сразу же наступит вселенское добро, если только одним махом изъять из него всех злых людей. И в момент, когда читала последние страницы, я даже глубоко возмущалась этим заблуждением Волкодава, в которое сам он искренне верит… Так же, как возмущалась по ходу прочтения и ещё какими-то моментами: например, особенное моё негодование вызвали намёки на какие-то плотские радости Богов-Близнецов, которые в моём сознании, естественно, стойко ассоциировались с Иисусом Христом и всеми христианскими святыми в целом.

С другой стороны, все эти моменты помогли мне понять и принять некоторые важные вещи: в частности то, что автор создаёт свой мир, рассказывая историю своей души, соединяя в нём две свои половины, и какое имею право я, как читатель, чего-то хотеть или чего-то не хотеть, ждать от сюжета каких-то близких именно мне поворотов? Каждый автор имеет право на свой взгляд, свои высоты и свои низины, свои ошибки, свои заблуждения, свои победы и важные для него моменты — ведь всё это вместе и составляет его богатый внутренний мир, который он отдаёт нам, читателям, чтобы мы прошли по его тропам, удивляясь и радуясь, бережно прикасаясь к чужой истории, но в то же время понимая что-то и о себе самих…

Поэтому – низкий поклон Марии Семёновой за её веру в истины, близкие каждой человеческой душе, за долгий поход через тьму безразличия, характерного для современного мира, за мечты, за боль… За то, за что одна из читательниц ругала в какой-то рецензии Волкодава, удивляясь, как это, дескать, он, нормальный взрослый мужчина, умудрился не завести ни одной любовной интрижки за весь текст? Что с ним не так? Всё с ним так. И верность одной-единственной душе на протяжении всего долгого жизненного пути, хранение себя для единственной возлюбленной (даже тогда, когда её ещё и на горизонте нет), по-моему, стоит всех возможных совершённых ошибок. За историю Крылатого и за ничтожного Шамаргана, который взял на себя смелость поверить в добро человеческой души и сказать — за них всех. За нас всех.

Вот так. Я могу не соглашаться с Волкодавом, спорить с автором, не любить то, что любит он (она), но всё это не отменяет главного – эта история рассказана на знакомом мне языке. На том единственном языке, который я могу назвать языком своей Родины. Каждая его буква, каждое слово прекрасно мне понятны и не требуют ни малейших пояснений. И это – язык души… Услышать его посреди суеты и фальши современного мира – радость встречи с земляком посреди ненастной, неприветливой чужбины.

@темы: книги

URL
Комментарии
2017-12-15 в 14:02 

Астери Нариэ
Даже то, что быть не может, однажды может быть (с)
Я читала серию, когда была куда как младше, и тогда, тогда она оставила незабываемое впечатление. Потом, за прочими впечатлениями, воспоминания потускнели (как я сердилась на создателей фильма - они ведь даже не попытались понять, прочесть книгу, в итоге - просто набор картинок), но осталось ощущение света. Что-то вроде того, что идешь по тропе, вокруг - непроглядный серый туман, но впереди - все же свет, почему-то помнилось именно так.
Не так давно перечитывала некоторые моменты - и с удивлением поняла, что теперь вижу все иначе. Может, я повзрослела... Тогда - это было погружение в мир автора, а сейчас - получается, что смотришь со стороны на чей-то мир, потому что у тебя - свой собственный, свои взгляды, свой жизненный опыт. И действительно - в чем-то совсем не согласишься, чему-то удивишься (многие поступки Волкодава теперь вообще кажутся нелогичными, но с другой стороны - где ему было этому учиться? он и учится на ходу, ошибаясь, оступаясь, и это представление его о "великом зле" - все же именно детское, и ужасно хочется порой подсказать, дернуть за руку - остановись, задумайся, взгляни иначе), но все равно остается чувство, что наблюдала - за живым героем, несовершенным, но только более живым от этого. И благодарность автору за созданный с любовью мир и выписанного с любовью героя. За историю человеческой души, которая идет по трудной тропе, оступается порой, но всегда остается верной себе и однажды выбранному направлению, хранит тот свет, который есть в нас всех изначально.

2017-12-15 в 14:26 

Вансайрес
...ну а что – вот представь – что б если вдруг лазурными стали травы, а зелёными стали – песни?
Астери Нариэ,
да-да, со всем соглашусь; радостно, что сходные ощущения от книжки :) Тоже могла бы сказать именно так же, и здорово, когда видим-то одно, но каждый находит свои собственные, индивидуальные оттенки, соответствующие индивидуальному опыту. Для того-то, должно быть, однажды Вселенская Душа и разделилась - чтобы, в конце пути, спеть вновь свою песню, но уже во множестве голосов :)

URL
2017-12-15 в 14:59 

shull
Намеки на плотские радости Богов-Близнецов - это вполне себе христианское явление. Были скабрезны произведения, например, "Киприанов Пир" (на западе), или "Повесть о бражнике, како вниде в рай" (это у нас).
Слушать такое без подготовки - уши вянут. Но это было, из песни слова не выкинешь.
Замечательная книга. Теперь, по идее, надо почитать Конана и Элрика Мелнибонейского. Это примерно, как смотреть "Чапаева" после фильма "Адмиралъ".

2017-12-15 в 15:06 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Как-никак, речь о самом известном «русскофольклорном» фэнтези)
А Боги-Близнецы, кмк, из каких-то реальных людей получились.

2017-12-15 в 15:28 

Вансайрес
...ну а что – вот представь – что б если вдруг лазурными стали травы, а зелёными стали – песни?
shull
Что, правда?
Гм-м-м, хорошо, что моя (бес)культурная подготовка уберегла мои уши от такого… эээ… испытания.
Но на самом деле, дело даже не в христианстве, а в том, что моя душа такого принять не может (плотских радостей у святых, и ключевое слово здесь – именно «радостей»; погружение в бездну пороков как испытание я вполне понимаю), а душа Марии Семёновой – по-видимому, может; в этом и есть наше расхождение, которое причиняет (мне) наибольшее неудобство)))
Ну ок, я возьму твои слова на заметку)) Это хороший принцип, на самом деле – расширять свой кругозор самыми разными, подчастую диаметрально противоположными вещами.

серафита,
Ну… ты знаешь, мне кажется, они получились из двух половин души Марии Семёновой))) И в этом свете Волкодав и Эврих, неофициально ставшие их новым воплощением (и изображённые на чудодейственной иконе; это было в последней книге, ты не читала, наверное?) – это вполне закономерно, но *#&*!! У меня-то ассоциация с христианством была почти стопроцентная, и диссонанс возник – хуже не придумаешь…
С другой стороны, мы это все ещё на фанфиках проходили – когда любимые образы изображают не так, как мы привыкли, в чём-то крайне важном; и мне всегда казалось, что это отличный способ бороться с той нетерпимостью, которая, увы, заложена в нашем естестве и в прежние века выливалась в религиозные войны…

URL
2017-12-15 в 16:38 

серафита
Декаданс всякий, рефлексия, мысли, бла-бла. А потом он решетку в тюрьму фоларийских богов выламывает.
Вансайрес, нет, не читала)

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?
главная